РАДИОКОМПАС
Рис. 235. Величайшим изобретением, которое радиотехники сделали в интересах аэронавигации, является радиокомпас Со стрелкой, установившейся в центре указателя, радиокомпас показывает правильный путь в облаках, сокращает до минимума время полета между станциями и повышает безопасность полета. Этот прибор может действовать одновременно как визуальный указатель курса и как обыкновенный слуховой приемник или как слуховой приемник сигналов радиомаяков на экранированную рамочную антенну или на обыкновенную антенну. Так как радиокомпас является одним из важнейших навигационных приборов, которыми вы можете пользоваться в полете, рассмотрим его по частям.
1) Главная ручка и регулятор громкости. Они объединены, как и в радиоприемнике, и действуют точно так же.
2) Устанавливая селектор (ручку настройки) в положения: на обыкновенную антенну, на рамочную антенну или на радиокомпас, вы можете пользоваться прибором: а) как слуховым приемником, работающим только на антенне для приема сигналов радиомаяков, б) как слуховым приемником, работающим только на рамочной антенне для ослабления или устранения атмосферных помех от дождя и снега, в) как визуальным радиокомпасом.
3) Перемена диапазона, циферблат указателя частот и ограничитель помех (конденсатор).
Они схожи с соответствующими частями слухового приемника и действуют подобным же образом. Чтобы использовать радиокомпас в качестве слухового приемника, просто включите главную ручку, установите ручку селектора на обыкновенную антенну и поступайте, как указано выше для радиоприемника.
4) Регулятор чувствительности указателя курса. Этот регулятор применяется для установки стрелки на циферблате указателя на желательную чувствительность. Используя прибор в качестве радиокомпаса, включите главную ручку, пока прогреваются моторы самолета, установите селектор в положение приема на радиокомпас, тщательно настройтесь на при — [26]
нимаемую вами станцию и установите стрелку регулятора чувствительности указателя примерно на половину ее размаха по часовой стрелке. Затем поверните рамочную антенну так, чтобы визуальный указатель установился
в среднем положении, и заметьте пеленг на приборе управления рамочной антенной. Затем поверните рамочную антенну на 30° вправо или влево от этого пеленга, установите регулятор чувствительности указателя так, чтобы стрелка отклонилась ровно на всю шкалу (не больше и не меньше), и поставьте указатель положения рамочной антенны на 0°. Теперь вы можете лететь на принимаемую вами станцию.
5) Указатель курса. Бестолковый Джо думает, что отлично знает эту часть радиокомпаса, помещающуюся на приборной доске самолета. Он считает совершенно очевидным, что, когда стрелка стоит на середине, его самолет направлен на принимаемую станцию, а когда стрелка смещена в сторону, самолет уклоняется от курса. Но бестолковый Джо не знает, что если курс самолета отклонится вправо или влево от станции, находящейся впереди вас, стрелка отклонится соответственно вправо или влево, а если самолет уклонится траво или влево от станции, расположенной позади вас, стрелка отклонится соответственно влево или вправо.
Бестолковый Джо не знает также, что, устанавливая курс на станцию, вы должны сперва привести стрелку приблизительно на середину, повернув самолет на надлежащий курс, замеченный по магнитному компасу или гиро — полукомпасу, а затем свернуть с курса на 30° вправо или влево (или повернуть рамочную антенну, если она поворотного типа). Летите измененным курсом, пока вы не установите регулятор чувствительности указателя так, чтобы стрелка чуть вышла за пределы шкалы. Теперь, но не раньше, вы можете повернуть на правильный курс, следя за стрелкой. Урегулировав чувствительность стрелки, больше не трогайте ручек радиокомпаса, пока вам не надо будет менять курена какую-либо другую станцию. Стрел — ка после этой регулировки будет двигаться плавно, и следовать за ней будет легко.
6) Проволочная антенна для приема сигналов радиомаяков. Радиокомпас, как и всякий приемник сигналов радиомаяков, должен иметь неподвижную проволочную антенну ненаправленного действия, которая может быть либо вертикальной стержневой либо горизонтальной Т-образной. Заметьте, что радиокомпас, изображенный на нашем рисунке, снабжен горизонтальной Т-образной антенной и что снижение, поднимающееся отвесно от приемника, делит горизонтальный провод антенны в точке А на две равные части L и Lx.
7) Пеленгаторная (рамочная) антенна. Радиокомпас снабжен также пеленгаторной рамочной антенной, которая может быть неподвижной или (как показано на рисунке) поворотной. Эта рамка помещается в обтекаемом капоте. Так как рамочная антенна не может принимать сигналов, идущих под прямым углом к плоскости рамки, все неподвижные рамки должны устанавливаться на самолете так, чтобы плоскость рамки была под прямым углом к линии полета.
Хотя неподвижная рамочная антенна применяется чаще, чем поворотная, вы поймете, что последняя представляет определенные преимущества. Ее можно поворачивать на 360э, не меняя курса самолета. Имея неподвижную рамочную антенну, вы можете взять пеленг на станцию, расположенную не на линии полета, только развернув самолет так, чтобы рамка повернулась в надлежащем направлении. Имея же поворотную рамку, вам придется только поворачивать рамку, держась в то же время любого желательного вам курса.
Неподвижная рамочная антенна представляет также неудобства при атмо. сферных помехах от дождя и снега. Чтобы ослабить влияние помех этого вида при неподвижной антенне, вы должны переключить селектор на рамочную антенну и затем лететь зигзагами, уклоняясь на 20° и больше вправо и влево от курса на радиостанцию, чтобы быть в состоянии ловить обычные акустические сигналы.
Когда селектор установлен на радиокомпас, прибор использует и рамочную и проволочную антенны. При такой установке включается высокочастотный контур с большой амплитудой, автоматически регулирующий громкость и не позволяющий лететь по акустическим сигналам радиомаяка. Пользуясь указателем курса, вы можете также принимать и сигналы радиомаяка на слух, но руководствоваться этими сигналами не следует. Однако, пользуясь визуальным указателем, вы можете наряду с этим принимать в наушники телефонную передачу, например сведения о погоде и передачу широковещательных станций.
Когда селектор установлен на вертикальную или горизонтальную антенну, автоматически выключаются и рамочная антенна и визуальный индикатор, так что ваш радиокомпас превращается в приемник, работающий на проволочной антенне ненаправленного действия без автоматической регулировки громкости. Если вы пользуетесь симметричной Т-образной антенной или вертикальной стержневой антенной, ваш радиокомпас будет работать как идеальный приемник сигналов радиомаяков. Когда селектор установлен на рамочную антенну, автоматически выключается и заземляется проволочная антенна, и отключается визуальный указатель с его цепью, и приемная часть вашего агрегата начинает работать только на рамочной антенне.
Если рамка направлена должным образом на станцию, которую вы принимаете, ваш радиокомпас будет работать как слуховой приемник сигналов
радиомаяков и будет способствовать ослаблению атмосферных помех от дождя и снега.
8) Поворотный механизм рамочной антенны. Этот прибор, как и визуальный указатель, находится на приборной доске самолета. Он’состоит из азимутальной шкалы, указательной стрелки и передаточных шестерен; он соединен с рамкой гибким валом.
Рис. 236. Показанная на этом рисунке антенна—Т-образная, ненаправленного действия. Как правило, наиболее практичной для самолетов является горизонтальная антенна. Помните, что «Т» должно быть абсолютно симметричным, снижение должно делить горизонтальный провод пополам и подниматься от приемника отвесно.
При установке радиооборудования следует помнить мудрое правило: приемник не лучше тех ушей, которые его слушают. Бестолковый Джо уверяет, что лучшим монтером антенн является его брат, у которого имеется большой запас проволоки и который берет самую дешевую цену. Однако бестолковый Джо не может понять, почему он получает такие жалкие результаты от хорошего радиооборудования. Мне нечего говорить вам, что установку даже простейшей неподвижной антенны ненаправленного действия надо поручать специалисту по установке и содержанию самолетного радиооборудования. Еще одно замечание: прежде чем пытаться летать по приборам, обязательно тщательно проверяйте во время полетов со зрительной ориентировкой установку антенны и приемника, обнаруживая амплитуду уклонений от курса, сбивчивые указания курса, конусы молчания и т. д.
Р и с. 237. Как вы уже знаете, одно из свойств рамочной антенны заключается в том, что она не может принимать сигналов, идущих под прямым углом к плоскости рамки.. Показанная здесь рамочная антенна не может в данном положении принимать сигналов радиостанций, работающих на волнах 333 и 273 м, хотя бы приемник и был настроен на эти станции. Чтобы услышать эти станции, рамку надо установить в плоскости, проходящей через них, либо повернув рамку, если она поворотного типа, либо изменив курс самолета, если рамка неподвижная. Сила сигналов передаточной радиостанции начнет уменьшаться, как только плоскость рамки антенны сместится так, что станция окажется вне этой плоскости; слышимость сигналов будет наибольшей, когда плоскость рамки проходит через станцию. На этом
Рис. 237. |
рисунке сигналы станций, работающих на волнах 375 и 250 м, будут слышны с максимальной громкостью, если соединить рамочную антенну с приемником, настроенным на эти волны.
Рис. 238. Как я упомянул выше, если стрелка указателя курса находится в среднем положении, то самолет летит на радиостанцию, на которую настроен ваш радиокомпас. Но надо еще установить, находится ли эта станция впереди или позади вас. Если в то время, когда вы настраиваете радиокомпас на радиостанцию, которая должна служить вам ориентиром, стрелка придет в среднее положение, дайте правую ногу. Если стрелка отклонится вправо, значит станция находится впереди, если влево, то позади. Когда вы дадите левую ногу, стрелка отклонится влево, если станция впереди, и вправо, если станция позади.
Когда стрелка уже отклонена влево, то, давая правую ногу, вы вернете ее в среднее положение, если станция впереди, или еще больше отклоните влево, если станция позади.
Когда стрелка уже отклонена вправо, то, давая левую ногу, вы вернете ее в среднее положение, если станция впереди, или еще больше отклоните вправо, если станция позади.
Самолетные радиоприемники и радиокомпасы — чувствительные приборы, и вы не можете ожидать, чтобы они оставались отрегулированными бесконечно долгое время. Периодически проверяйте и осматривайте их, лучше всего в то время, когда производится проверка или переборка вашего
мотора. Эта работа должна производиться хорошим специалистом по самолетной радиотехнике, в частности специалистом по радиоаппаратуре того типа, который установлен на вашем самолете. Пункты радиообслуживания самолетов имеются во многих местах в США, и вы наверняка можете найти такой пункт во всяком крупном аэропорте. Основательная проверка вашей радиоаппаратуры специалистом обойдется вам недорого, а эта мера предосторожности с лихвой окупается безопасностью в полете. Чтобы произвести эту работу, не ждите, пока что-нибудь испортится в вашем радиооборудовании в то время, когда вы летите в облаках.